Итоги семинара по результатам апробации мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровнях

20 марта 2020 года ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ провело семинар с целью подведения итогов апробации мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций и обсуждения полученных результатов. Семинар был проведен в дистанционном формате.

К настоящему времени в рамках проекта осуществлена апробация методики проведения мониторинга цифровой трансформации в 39 общеобразовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования, в 13 субъектах Российской Федерации.

На семинаре были заслушаны и обсуждены следующие темы:

  • «Интеграция цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций: первое приближение»;
  • «Инструментарий мониторинга ЦТОО: что показала апробация»;
  • «Результаты проведения апробации мониторинга ЦТОО: организационный аспект».

В семинаре приняли участие представители всех 13 пилотных регионов РФ, в которых проводилась апробация методики мониторинга, научные сотрудники Института образования НИУ ВШЭ, эксперты ФГАУ «Фонд новых форм развития образования», ООО «Верконт-Сервис» и Союза профессионалов в сфере образовательных инноваций.

Были обсуждены вопросы степени интеграции цифровых технологий в деятельность общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования в ходе реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» на основе данных, полученных в ходе проведения апробации.

Свое мнение о процедурах, теоретических и практических аспектах мониторинга высказали разработчики и аналитики анкет, использованных в апробации, эксперты, выезжавшие в пилотные школы, региональные координаторы проекта и директор одной из пилотных школ.

В ходе обсуждения участники отметили слабую мотивацию учащихся при заполнении анкет, недостаточную степень ответственности муниципальных и региональных координаторов, некоторую «показушность» при проведении уроков в присутствии выездных экспертов.

С другой стороны, был отмечен ряд положительных моментов:

  • в результате апробации была получена в первом приближении информация о процессах цифровой трансформации в городских и сельских школах РФ;
  • был опробован инструментарий мониторинга, и сейчас понятно, какие доработки в него нужно вносить;
  • были высказаны рекомендации по повышению мотивации участников мониторинга: учащихся, педагогов и администраторов;
  • были внесены предложения по повышению степени ответственности региональных, муниципальных и школьных координаторов.

Следующий этап мониторинга пройдет осенью 2020 года. На этом этапе предполагается участие уже не менее 150 общеобразовательных организаций из не менее чем 50 субъектов Российской Федерации, не имеющих технико-технологических ограничений для проведения мониторинга.

Запланировано также проведение обучения региональных команд специалистов, участвующих в проведении мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровнях.